История города Бронницы
Метки: 1453 • архитектура • Бронницы • город • история • планировка • хроники
В настоящее время Бронницы — это крупный город областного подчинения с населением более чем 20 000 человек. Мой родной город 🙂
Первое письменное упоминание о селе Бронничи относится к 1453 г. Однако, удобное местоположение села на полпути между Москвой и Коломной – крупнейшими торговыми городами того времени, соседство речной пристани и имевшегося в те времена брода через Москву-реку, через который проходила дорога с Касимовского на Каширский и Серпуховской тракты, позволяет предположить, что село возникло значительно раньше, чем о нём сказано в официальных документах. *
В XV-XVI веках происходило формирование радиальной структуры расселения на территории современной Московской области вдоль укрепляющихся трактов, которые соединяли Москву с княжествами Российского государства. Сохраняли свое значение и развивались приречные системы расселения, тяготевшие к рекам, как наиболее дешёвым транспортным путям. Развитие Бронниц на всём протяжении существования города неразрывно связано с развитием Московской области.
Долгое время село Бронничи было царской вотчиной. В конце XVII в. здесь появился один из первых конных заводов в России. Со временем село стало крупным центром дворцового коннозаводства. Не последнюю роль в этом играли отличные пойменные луга, расположенные по берегам реки Москвы, а также у близлежащего озера Бельского (старицы Москвы-реки), ставшие кормовой базой для царских конюшен. Раскинувшееся среди больших заливных лугов речной поймы, село поставляло в столицу сено, различную сельскохозяйственную продукцию.
Главным торговым путём была Москва-река, вторым по значению – Коломенская дорога. На территории села Бронничи пересекались направления Коломенской и Каширской дорог. Формирование планировочной структуры города подчинялось основным транспортным направлениям, проходящим через Бронницы. Так, ещё в планировке дорегулярного города основной осью являлось направление дороги Москва-Коломна, проходившей через Бронницы ориентировочно по современной ул. Московской.
Вторым по значению направлением было Каширское; дорога из Каширы вливалась в улицу, выходящую на главную площадь города и продолжалась переулком, раскрытым к Москве-реке. Главная площадь города формировалась на пересечении Коломенского и Каширского направлений. На ней в 1705 г. был построен каменный пятиглавый собор Михаила Архангела. Значительный по размерам и выразительный объём собора доминировал над площадью и городом. Рядом строились общественные здания города: здание присутственных мест, позднее — Гостиный двор. Северо-восточнее площади находилась конюшенная слобода, связанная с расположенным неподалеку конным двором. Конный двор занимал большую территорию к востоку от жилых кварталов и включал конюшни, пригонный двор, манеж, конюшенную контору. Южнее, на площади с житным казённым двором и ригой велась торговля хлебом.
Указом Екатерины II от 5 октября 1781 г., в связи с учреждением нового административного деления, Бронницы получили статус уездного города, став центром вновь образованного Бронницкого уезда Московской губернии, а в качестве такового – новый регулярный план города, а также герб, на котором был изображён золотой конь на зелёном поле, в знак того, что «… в сём месте были славные конские заводы». Подобно всем планам городов, разработанным «Комиссией для строений», проектное решение 1784 г. для Бронниц ставило целью создание единого градостроительного ансамбля. Это решалось способами, характерными для эпохи классицизма конца XVIII – начала ХIХ вв.: геометрически правильной планировкой квартальной сети и целостной объёмно-пространственной композицией улиц и площадей города. Одновременно проект учитывал специфический характер города, расположенного на оживлённой торговой магистрали, и исторически сложившуюся топографию города.
В первую очередь, в проекте предполагалось спрямить и расширить улицы города. Главная улица Бронниц намечалась севернее Рязанской дороги по Дворянской улице (современная ул. Советская). Второй по значению по-прежнему являлась улица Каширская (современный Каширский пер.). Главные оси планировочной структуры города были усилены парами симметрично расположенных Архангельской и Московской, а также Анисимовской и Сальниковской улиц (современные ул. Красная и Московская, а также Пионерский и Октябрьский переулки). В проекте 1784 г. предлагалось развитие системы площадей, «нанизанных» на основные улицы города. По оси главной улицы Бронниц предполагалось устройство нескольких площадей: двух въездных — Конной и Лесной – со стороны Москвы и Коломны (для продажи леса, сена и дров); двух небольших, квадратных в плане, симметрично расположенных по отношению к центру площадей, предназначавшихся, как сказано в экспликации к плану, «для проезжих обозов» (следы их легко прослеживаются в современной застройке Советской улицы); наконец, главной площади города, организуемой на месте существующей путем спрямления красных линий и упорядочения застройки.
Кроме перечисленных, в проекте намечались ещё две площади: на въезде со стороны Каширы и на пересечении современных Каширского переулка и Кожурновской улицы, на которой располагались городская аптека, докторский, лекарский и подлекарский дома. Крестообразная композиция плана Бронниц с подчёркнутым значением главной площади города имела безусловные художественные достоинства и выделялась гармоничностью и законченностью среди многих проектов регулярных перепланировок конца XVIII в.
Организация центральной площади с упорядоченным периметром застройки должна была подчеркнуть значимость для города существовавшей уже тогда доминанты – собора Михаила Архангела. Значение главной площади было усилено в ХIХ в.. Здесь были построены: вблизи собора – Иерусалимская церковь и 80-метровая колокольня, в южной части площади – Гостиный двор. Соборная группа храмового комплекса доминировала над городом и пространственно подчинила центральную площадь, размеры которой составляют 200х240 м. Более скромная вертикальная доминанта церкви Успения Пресвятой Богородицы появилась позднее в ХIХ в. на западной окраине города на городском кладбище на въезде в Бронницы со стороны Москвы. Подчиняясь главной в значимости и выразительности, колокольня церкви Успения Пресвятой Богородицы заняла важное место в общей композиции пространственных доминант города.
Значительным стимулом для развития строительства в городе послужило размещение в Бронницах на рубеже XVIII и ХIХ вв. конного полка, для которого, на месте старого конного двора, был построен комплекс каменных зданий: офицерские корпуса, казармы и конюшни, сохранившиеся до настоящего времени. Объединённые планировочным решением и общей обработкой фасадов в целостный ансамбль, эти здания представляют большую историко-архитектурную ценность как наиболее значительное сооружение города эпохи позднего классицизма. Восточная часть города вертикали не получила, но в этой части Бронниц доминировал грандиозный объём зданий казарм военного полка, который прежде не был обстроен и изолирован от общественных пространств города.
Три доминанты – церковь на въезде, храмовый комплекс с колокольней в центре и здания казарм на востоке Бронниц расположены вдоль композиционной оси города, проходящей параллельно оси ландшафтной и имеющей ориентацию с северо-запада на юго-восток вдоль долины Москвы-реки. Основные транспортные направления со стороны Москвы, Коломны и Каширы, намеченные планом XVIII в., на въездах в исторический город ориентированы на Соборную группу в центре Бронниц. Проект «Комиссии для строений» не был осуществлён полностью. На плане 1873 г. отражена реализация решений генерального плана 1784 г. Главная площадь города получила не прямоугольное, а трапециевидное очертание в плане, в чем выразилось влияние дорегулярной планировки, закрепившей одно из своих направлений. Важнейшее композиционное значение площади подчеркивали её размеры и господствующий над малоэтажной застройкой вертикальный объём стоящего в глубине площади собора Михаила Архангела. Не было осуществлено строительство площади, акцентирующей поперечную, отходящую к югу композиционную ось плана по Каширскому переулку.
Застройка главной площади сформировалась в ХIХ в. зданиями высотой в 2 этажа, но весь периметр не был застроен. Ансамблевая периметральная застройка площади была выполнена лишь частично (например, из двух проектируемых зданий для присутственных мест по северной границе главной площади было выстроено лишь одно).
Начало ХIХ в. стало периодом расцвета города. Бронницы, через которые проходят гужевой и водный пути, богатеют и становятся крупным торговым центром. В городе ведётся интенсивное строительство каменных зданий. Город жил торговлей, в нём появились гостиницы и постоялые дворы, необходимость в которых обусловливалась расположением Бронниц на оживленных транспортных направлениях. Помимо дороги Москва-Коломна и Москвы-реки, как речной артерии, город получил новые транспортные направления – дороги на Богородск и к Подольску.
Железная дорога, построенная в 1862 г., прошла в 11 км от Бронниц (n.b. Существует легенда, что купечество г.Бронницы специально лоббировало прокладку железной дороги в стороне от города, дабы город оставался впредь тихим и спокойным). Роль Бронниц в обеспечении Москвы промышленным сырьём и продовольствием резко сократилась, и это снизило потенциал промышленного развития города. Обслуживание жителями города торгового тракта и наличие плодородных земель способствовали развитию огородничества и садоводства, рассчитанных в основном на сбыт среди проезжающих через город.
На ситуационном плане Бронниц 1873 г. отчётливо прослеживается роль природных факторов в формировании его планировочной структуры: Чижова оврага, пролегающего на запад, и оврага р. Кожурновки с восточной стороны города. Овражные территории образовывали две выразительные «полускобы» в природном ландшафте города.
Бронницы второй половины ХIХ в. не оставили сколь-либо значительных и представляющих историко-архитектурную ценность общественных сооружений. Основную массу застройки этого времени составляли небольшие в один-два этажа (часто с каменным нижним и деревянным верхним этажами) обывательские дома. Эти здания с фасадами, украшенными штукатурными или деревянными профильными наличниками и карнизами, формируют застройку, ценную своими средовыми качествами и до сих пор придают Бронницам облик, характерный для старых среднерусских провинциальных городов.
К середине ХХ в. функционально-планировочная структура города претерпела незначительные изменения, достигнув южных и западных границ регулярного плана 1784 г. Сохранили своё каркасное значение основные элементы структуры: система главных улиц – Советской, Московской и Красной, переулков Пионерского и Октябрьского, а также центральной площади, как главного административно-общественного центра Бронниц. Недостаточное развитие получили площади, расположенные на пересечении улиц Дворянской с Почтамской и Филиновской. В частности, западная площадь едва «прочитывалась» застройки и «потеряла» своё архитектурное оформление.
К сожалению, именно к этому времени – к 50-м годам ХХ в., в период, когда сохранение культурного наследия города, особенностей его пространственной организации и исторической среды не являлось приоритетной задачей градостроительства, относится появление в прибрежной зоне оз. Бельского и р. Москвы крупных объектов специального назначения.
К этому же времени активно начали осваиваться территории к востоку, за рекой Кожурновкой. Была построена «бетонка» – участок дороги А-107 ММК «Рязано-Каширское шоссе» — современная ул. Л.Толстого и её западное продолжение до границы города. За «бетонкой» начала складываться и к настоящему времени сформировалась в законченном виде коммунально-производственная зона, фланкирующая город с юго-востока, встречая въезжающих в город по Рязанскому шоссе со стороны Коломны. Со временем, центральная часть города Бронницы оказалась в пунктирном полукольце производственных территорий.
Интенсивное развитие застройки различного функционального назначения вдоль «бетонки», связанное с наличием здесь свободных участков земли, а также стимулируемое прохождением транзитного транспорта через Бронницы, привели к образованию нового каркасного элемента в планировочной структуре регулярного города – мощной дуги, связавшей ул. Советскую и Каширский переулок.
В 1992 г. Бронницы получил статус города областного подчинения и новую городскую черту, в соответствии с которой площадь города увеличилась с 600 га до 2216 га. Бронницы значительно расширили свои границы, включив свободные территории на северо-западе, юге и юго-западе, деревни Меньшово и Марьино с памятником истории — усадьбой «Марьино», где в настоящее время размещаются детское дошкольное учреждение и детский бронхо-лёгочный санаторий. В городскую черту была включены земли Гослесфонда и сельскохозяйственных предприятий: совхоза «Бронницкий», колхозов «Путь Ленина» и «Ленинец». За годы советской власти в городе сложился производственный и оборонный комплексы, имеющие в своём составе научно-исследовательские институты и испытательные предприятия, которые и сегодня вносят вклад в создание и совершенствование военной техники для Вооружённых Сил РФ. Важным не только для города, но и всей страны является бронницкое ювелирное производство, ведущее начало с 1924 г. от артели «Металлист».
При всех пространственных преобразованиях, произошедших в последние два столетия, Бронницы отличают устойчивость исторической регулярной планировки. С конца XVIII в. и вплоть до наших дней центральная часть города развивалась на основе регулярного плана 1784 г. Полнота воплощения его идей и сохранение их в целом до настоящего времени является ярким достижением русского градостроительства.
Регулярной планировке XVIII в. в Бронницах соответствуют ландшафтные особенности местности. Город расположен на низкой надпойменной террасе долины Москвы-реки, которая имеет незначительное, плавное повышение рельефа в юго-западном направлении с перепадом от 20 м до 60 м. За кварталами жилой застройки расположен живописный ландшафтный комплекс – озеро Бельское, пойменные луга с редкими купами деревьев, Москва-река и за рекой лес.
Центральная площадь Бронниц по сей день сохраняет значение городского центра – здесь сосредоточены торговые, зрелищные, административные объекты. Каширский переулок превратился в главный подъезд к центру города с южного направления, однако двух площадей, заложенных регулярным планом 1784 г. на его протяжении так и не было построено.
В кварталах между р. Кожурновкой и трассой Малого Московского Кольца по сей день прочитывается планировка бывшей «Конюшенной слободы», но масштаб и стилистика застройки резко отличаются от исторически-сложившейся. За р. Кожурновкой начинается другой город Бронницы, образно мало связанный с историческим ядром.
Переулки, перпендикулярные главной улице, ориентированы на озеро. На бровке, почти на берегу озера, хорошо просматриваются окрестности города. Исторически сформированное пространство центральной части города, его улицы и система существующих и утраченных площадей, наряду с памятниками архитектуры и истории приобретают важнейшую ценность в развитии города.
Своеобразие и индивидуальность облика и планировки Бронниц заключаются в сочетании регулярной сети улиц и живописных овражных территорий, обрамляющих центральную часть города. Овражные территории наряду с бровкой поймы оз. Бельского обеспечивают ценность исторически сложившейся топографии города.
В процессе исторической эволюции города сложились характерный силуэт и панорама Бронниц, наиболее ярко воспринимаемые со стороны Москвы-реки и являющиеся символом города. Силуэт формируется сочетанием протяжённой горизонтали вытянутой по рельефу малоэтажной застройки и контрастирующей своей выразительностью Соборной группы храмового комплекса с могучей вертикалью колокольни, а также вторящей ей доминантой церкви Успения Пресвятой Богородицы на бывшем городском кладбище.
Сочетание главного элемента архитектурно-пространственной композиции города – храмового комплекса Соборной группы и подчинённой ему жилой застройки получило в Бронницах предельно яркое выражение, обеспечив едва ли не самую большую художественную и градостроительную ценность панорамы города.
* — В 1453 г. великая княжна Софья, вдова князя Василия I Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), своей духовной грамотой завещала село Бронничи вместе с другими коломенскими сёлами своему внуку Юрию Васильевичу. Археологические исследования показали, что местность, где появились современные Бронницы, была заселена в XI в. В XII в. здесь существовало село Брашева с крепостью, защищавшая Москву с юга.
Читайте также статью о будущем города Бронницы (Генеральный план развития)
Информация взята из открытых источников в сети Интернет. Все фотографии сделаны лично мною.
3 комментария на «История города Бронницы»
Адрес для трекбека | Comments RSS
Дмитрий пишет 22.02.2010 в 19:34 #
Привет!
Интересно, спасибо! :-))
Я вообще-то случайно нашел этот сайт! Просто искал хоть какую-то информацию про деревню, которая лежит на северо-востоке от Бронниц в 3-х верстах!
Михаил пишет 08.09.2012 в 9:20 #
Спасибо за статью. Самая интересная из найденных в инете про Бронницы!
Акакий пишет 14.10.2013 в 15:24 #
Статья интересная, но не нашёл в ней ни единого слова про мост через р. Москва, а искал информацию именно по нему.